18+

Инвесторский вопрос: перевод производства в КНР

Инвесторский вопрос: перевод производства в КНР
Российские производители испытывают трудности в реализации продукции и сырья, что обусловлено санкционными ограничениями. Одним из решений бизнесмены видят сотрудничество с Восточными странами, в том числе с КНР. Егор Переверзев, занимающий пост генерального директора EKF Group (Китай), а так же являющийся профессором бизнес-практики EMBA «Сколково», рассказывает об особенностях партнерства с КНР.

Зарубежные услуги и товары оказались недоступны российским производителям в результате наложения санкций Западом, а также закрытым оказался рынок сбыта товаров и услуг. В большей степени трудности испытывают предприятия высоких технологий: производство электроники, телекоммуникации, дата-центры. Помимо этого, достаточные сложности испытывают перерабатывающие компании, в частности, Европа закрыла рынки для деревообрабатывающей отрасли и прекратила технологическую поддержку упаковочной отрасли. Естественным решением данной проблемы является перенос производства в иные регионы.

Операционные разделения


Нельзя выделить какую-либо идеальную страну для производства. В том числе и КНР не имеет возможности удовлетворить все требования. Таким образом, «легкая промышленность» выбирает страны с более дешевой рабочей силой и переносит свое производство в Бангладеш, в то время как «электроника» направляет свой взор на Эфиопию. При этом необходимо учитывать особенности выбранной страны, например, Китай имеет развитую индустрию фурнитуры и контролирует производство и окрашивание широкого ассортимента тканей, что обуславливает на данный момент изготовление Бангладешем простых моделей. А вот массовым и трудоемким производством прекрасно справляются Мексика, Малайзия и Индия. Несмотря на то, что ни одна страна не может заменить КНР в плане мировой фабрики, специалисты утверждают, что несколько стран вполне могут справиться с этой задачей.

В основном в КНР размещается высокоприбыльное производство среднего и высокого ценового сегмента. Без сомнений, что эти направления и в дальнейшем найдут пристанище в КНР. А вот массовый трудоемкие производства будут переноситься либо в провинции Китая, либо уйдут в Африку и страны Юго-Восточной Азии. Эти моменты, безусловно, необходимо иметь в виду при планировке сотрудничества и размещения производства.

Кластерная сила


Специфика региона КНР отложила исторические особенности формирования производства: северо-восток отвечает за машиностроение и кораблестроение, юго-восток – за легкую промышленность и электротехнику, а вот юг – за пластику и электронику. Сформировались данные кластеры по нескольким причинам – от древних ремесленных традиций до особенностей пожеланий иностранных инвесторов. КНР имеет множество кластеров, которые взаимодополняемы по принципам рынка (внешний-внутренний) или качества (низкое-высокое).

В течение последних десятилетий КНР смогла сформировать сильнейшие кластеры, которые превосходят возможности крупных стран. Кластерный эффект и опыт многолетней производительности обуславливает то, что сегодня Китай занимает первое место по производству компьютеров, мобильных телефонов и солнечных батарей. Превосходство кластеров оценили мировые промышленные гиганты, начиная от GE до Schneider Electric.

Российские же производители видят в кластерах КНР перспективы по вертикальному внедрению, например, сырье и комплектующие Российского производства, а сборка товара – Китайская, что в итоге обуславливает высокую добавленную стоимость. Продажа такого продукта может иметь минимальные налоги, а возможный риск наложения санкций в разы ниже, чем если бы товар был российского производства. Свести различные риски к минимуму позволит формирование российско-китайского предприятия с участием местных сотрудников.

Властная поддержка


По сравнению с 2010 годом, когда основной задачей провинций Китая был рост в экономическом плане, сейчас – задачи осложняются. На первом месте стоит выполнение KPI сверх 40 пунктов. Сейчас, губернаторов волнует не только рост, но и стимул производительности труда и увеличение добавленной стоимости. Что обуславливает поиск властями промышленников, развивающих технологии, создающих бренды и активно продающих свою продукцию, при этом массовое производство так же остается в списке требований.

Учитывая вышеперечисленные сложности, с которыми сталкиваются власти КНР, при планировке взаимоотношений есть смысл предложить адекватный способ решения поставленных задач и заручиться поддержкой местных властей в виде помещений, земли, налоговых льгот, доступного лизинга и, по возможности, поддержки при продаже товара. Получение кредитования более сложная задача, но тоже решаемая – стоит обратить внимание на сотрудничество с локальными властями, возможное партнерство с местными предпринимателями, привлечение частного капитала или создание ценных региональных активов.

Трудовой рынок


Безусловно, постоянный рост производительности Китая невозможен без непрерывного повышения квалификации рабочих. EKF Group делится своими наблюдениями – китайский сборщик собирает 800 модульных выключателей для электротехнических изделий в день, в то время как его российский коллега – 250.

В КНР много выпускников инженерного профиля, которые легко нанимаются на работу. Инженеры КНР владеют английским языком, имеют опыт работы с мировыми технологиями и оборудованием и согласны на адекватную заработную плату. Таким образом, инженер с опытом работы около 5 лет может претендовать на зарплату от 100 000 – 120 000 руб. (северные и юго-западные районы Китая). Сотрудники инженерного профиля со стажем работы менее 5 лет имеют заработную плату меньше в 2 раза. Эта особенность обуславливает перенос китайских и иностранных производств на юг и запад КНР. В тоже время бизнесу России есть смысл обратить свой взор на северные районы Китая, которые граничат с Россией – например, провинции Цзилинь и Хэйлунцзян.

Глобализм возможностей


Глобализм и желание стабильности обуславливают китайское экономическое чудо. С началом пандемии многие иностранные партнеры задумывались о переносе производства из КНР в приграничные области, чтобы сблизить потребителя и производство. Но, как показало время, мало кому удалось осуществить данную задумку. Из 40% компаний, планировавших такой перенос производства, только 15% приступили к реализации плана в прошлом году – этими данными поделилась McKinsey. Такая ситуация вполне понятна – в Китае на данный момент единственный рынок потребления, который не просто не падает, а непрестанно растет. КНР смогла сформировать прозрачную схему урегулирования логистики и экспортной торговли, высокий уровень развития инфраструктуры, что позволило достичь небывалых успехов – 7 из 10 крупных портов Мира расположены именно в Китае.

Безусловно, российский производитель и бизнесмен видят перспективы Китая на мировой площадке торговли и производства и глобализируют свои операции в КНР. По мнению Егора Переверзева число игроков на Китайском рынке будет расти.

Предыдущая
Имидж России
Следующая
Государство Грузии имеет возможность получить руководство компанией «Боржоми»

Материалы по теме:

Комментарии

Комментариев пока нет
Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий



Данный сайт предназначен только для посетителей, достигнувших 18 лет!
Да, мне есть 18 лет
Нет