18+

Как делать бизнес на лесных пожарах с помощью инновационных технологий и выгодно ли это в России

Как делать бизнес на лесных пожарах с помощью инновационных технологий и выгодно ли это в России
Данные ООН говорят о том, что лесные пожары захватывают каждый год порядка 100 млн. гектаров земли. Помимо того, что лес горит в Республике Марий-Эл и в Саха-Якутии, пожары систематически обрушиваются на Канаду, Калифорнию и Германию.

Пожар под названием «Кэмп» (Camp), прошедший в 2018 году в штате Калифорния и по его близости, сжег более 14000 домов, его охват составил около 620 кв.м. Начало пожара было зафиксировано утром около 6:45 часов 8 ноября севернее Сан-Франциско на 280 км. вблизи г. Парадайз. Парадайз насчитывал 27 000 жителей, этот город риэлторами позиционировался как самый комфортабельный для тех, кто вышел на пенсию, однако пожар оставил после себя лишь земли, выжженные огнем. Прибрежный Малибу, что так любят звезды Голливуда, также был под угрозой от возможного надвижения пожара.

«Кэмп» можно считать одним из самых масштабных по разрушению пожаров, при котором порядка 84 человек оказались погибшими и ущерб от которого составил больше, чем $12 млрд. Причина пожара заключалась в том, что один из объектов компании электроэнергетики «Pacific Gas and Electric («PG&E»)» оказался неисправен, помимо данная компания не занималась капитальным ремонтом своих ЛЭП на протяжении многих лет. При нормальных показателях в 65 лет, 68 лет было столбам линий электропередачи, а самые старые не ремонтировались на протяжении 108 лет. «The Wall Street Journal» говорит о том, что несмотря на то, что компании «PG&E» были известны эти проблемы, решать их она не торопилась.

Обвинения в адрес компании насчитывают касаемо 24 пожаров, в результате чего общая сумма поданных исков исчисляется свыше $13 млрд. Компания объявила себя банкротом в начале 2019 года, и создала трастовый фонд, который должен выплатить компенсации всем пострадавшим в результате пожара.

Лесные пожары охватили штат Калифорния и в 2020 году, тогда пожар под названием «Сильверадо» Silverado начал свое возгорание приблизительно утром в 6:45 26 октября. Вероятной причиной послужило возгорание сухой травы, на которую упала искра от оборвавшегося провода линии электропередачи. В адрес компании «PG&E» снова посыпались обвинения в данном происшествии, однако доказательств этого пока нет до сих пор. По прогнозам на вечер 27 октября около 2000 могло бы сгореть.

На борьбу с огненной стихией были направлены силы частной компании «Coulson Aviation» с 30 вертолетами и самолетами, договор с которой был заключен начальником управления по пожарной охране по округу Оринджом Брайаном Феннесси приблизительно за месяц до наступления стихии. Пожар тушил военный транспортный вертолет Boeing CH-47 Chinook, в грузовом отсеке которого располагался танкер объемом 11 000 литров, способный к набору воды непосредственно из рек и иных водоемов природного характера с помощью специального сбрасываемого насоса.

21 раз получилось вертолету CH-47 заправиться водой и выполнить сбросы для тушения, начиная с вечера 26 октября, при этом совершать дозаправку каждые два часа. Компания «Coulson Aviation» впервые запустила в работу тушение вертолетом модели CH-47 в ночное Время.

Лесозаготовительная компания «Coulson Forest Products» была создана Клиффом Коулсоном в 1960 году, и чтобы можно было работать в труднодоступных местах, использовались бульдозеры гусеничного типа. В один день произошло возгорание сухой травы во Время работы из-за попадания на нее искры от оборудования. Клифф Коулсон обратился за помощью в тушении к пожарной авиации, таким образом уцелела территория с готовой древесиной на общую стоимость около $4 млн. В итоге на тушение пожара была привлечена пара гидросамолетов марки «Martin JRM Mars», выпущенных в 40-х годах с возможность сброса воды в объеме 26 000 литров за один раз.

В 1982 году компанию «Coulson Group» возглавил младший сын Уэйн скончавшегося от инсульта Клиффа Коулсона, за Время работы Уэйна бизнес по лесозаготовке стал активно развиваться и приносил большую часть прибыли, компания насчитывала около 1000 сотрудников. Фирма обзавелась еще двумя вертолетами, направленными на тушение пожаров. Но из-за того, что в начале 2000-х годов Америка установила пошлины на импорт леса, включая из Канады, Уэйну Коулсону пришлось сократить число сотрудников до 500. Начались поиски новых идей для развития дела, и компания приобрела дополнительно два вертолета, переоборудовала их для того, чтобы тушить пожары в Америке.

На развитие нового направления «Coulson Aviation», включающее в себя переобучение сотрудников и приобретение новой техники было потрачено порядка десятка миллионов долларов, что было довольно рискованным мероприятием, поскольку компания не заключила со штатами хоть один контракт для тушения пожаров. В 2007 году в состав руководителей были включены двое сыновей Уэйна Фостер и Бритт, они начали заниматься модификацией самолетов до 2009 года включительно. Таким образом компанией было создано несколько модификацией танкеров для тушения, право пользования системами в виде лицензий «Coulson Aviation» было передано для работы в Военно-воздушную систему США. На сегодня парк компании насчитывает около 30 самолетов и вертолетов для пожаротушения, включая оба боинга Boeing CH-47 Chinook.

«Coulson Aviation» отличается своими технологическими решениями, к примеру, она первая создала в мировой практике тушения пожаров прожектор специального типа, он позволяет пилоту в ночное Время безопасно набирать Воду из водоемов и при этом процессе не ослепляет глаза. Также система авиации обладает специальным оборудованием инфракрасного свойства, позволяющее идентифицировать с высоты самые горячие зоны пожаров и сброс Воды происходит после наведения на них с помощью лазера. Помимо этого, компанией первой в мире было внедрено использование многофункционального вертолета вспомогательного свойства (FireWatch), предназначенного для наблюдения.

Сын Уэйна Бритт Коулсон, также совместный председатель и директор по главным операционным вопросам «Coulson Aviation» рассказывает, что с пожарами лучше бороться в ночное Время суток, когда температура становится ниже, стихает Ветер и дыма от пожара становится также меньше. Уэйн добавляет, что эффективность операций по тушению ночью в 10 раз выше, чем в дневное Время.

Только в 2009 году компании представилась возможность протестировать часть из того, что изобрели разработчики в так называемую «Черную субботу», произошедшую в Австралии. Тогда из-за пожара сгорело около 2000 домов, получили ранения свыше 400 человек, а погибло 172 человека. А в 2018 году «Coulson Aviation» получила официальное разрешение от властей США и Австралии на использование своего нового оборудования.

Не так давно список стран, сотрудничающих с компанией пополнился Индонезией, Чили и Боливией. Действие контракта в основном распространяется на 6 месяцев из 12, то есть в особо пожароопасный сезон. Фиксированная ставка по оплате начисляется в период ожидания, а когда оборудование и техника фактически задействована и работает, действует почасовая система оплаты поверх фиксированной. К примеру, за годовое сотрудничество компания «Southern California Edition», поставляющая большую часть электроэнергии в Южную Калифорнию, оплачивает около $18 млн. «Coulson Aviation» выставляет счет за почасовую работу CH-47 Chinook, где минимальный тариф оставляет $6000 в час, максимальный соответствует $8000 за час работы.

На сегодня компания располагает 400 сотрудниками, которые занимаются обслуживанием 30 вертолетов, расположенных на территории трех континентов. Поскольку в основном пожары случаются летом и осенью, в США как правило это второе полугодие, а в Австралии - первое, содержание техники в одной стране на протяжении года довольно накладное мероприятие. Исходя из этого появляется потребность в ротации техники.

Благодаря сотрудничеству с 2019 года с учеными умами университета Калифорнии в Сан – Диего, созданный UCSD суперкомпьютер способен давать прогнозы по направлению ветра; он занимается выявлением рисков, существующих для населения, а также дает необходимые рекомендации для пожарных. Поступление данных происходит с борта вертолета «Coulson Aviation S-76 Firewatch». Предполагается, из-за того, что каждый год действие пожаров в Калифорнии несет всё более разрушительный характер, нагрузка на работу «Coulson Aviation» в этом регионе также увеличится. К примеру, властями Калифорнии на борьбу со стихийным бедствием в период с 2017 по 2018 год было затрачено $1,8 млрд.

Помимо задействования авиации, при тушении пожаров применяются активно роботы. Одна из сложностей при тушении заключается в наличии сложного рельефа местности и высокой отдаленности природных источников Воды. Компания эстонского происхождения «Milrem Robotics», существующая с 2013 года, создала машину – робот «Hydra», работающую за счет гусеничных лент. Ее вес составляет 1600 кг, а способность нести полезную нагрузку насчитывает 700 кг. Она может передвигаться со скоростью 20 км/ч, преодолевает мелководье и поднимается в гору. Помимо этого, оснащение «Hydra» включает инфракрасные камеры и датчики химического типа, способные искать источники утечки газа. В состав машины входят также дроны, которые сканируют около себя текущую обстановку; шланги для Воды, которые могут в течение одной минуты на расстоянии 60 метров произвести распыление Воды от 2 до 20 000 литров. «Hydra» работает на электрических батареях от 30 до 90 минут, а если подключена дизельно – электрическая установка, то Время составляет от 10 до 12 часов непрерывной работы. На выставке новейшего оборудования, предназначенного для работы по специальным назначениям, представленной в салоне «SOFINS» и проходившей во Франции, был продемонстрирован данный робот в июле нынешнего года.

Беспилотники по сравнению с авиационной техникой и роботизированными машинами пока не могут работать с пожарами масштабного свойства, но они хорошо работают по направлению разведки местности. К примеру, «Pegasus Imagery», стартап из Канады, основанный в 2018 году, занимается разработкой дронов для разведки с пролонгированным периодом работы. Допустим, дозаправку вертолету необходимо производить каждый два три часа, а Время работы дрона от

«Pegasus Imagery» составляет без дополнительной зарядки до 10 часов. Помимо этого, стоимость аренды вертолета для тушения может составляет около $5000 за каждый час, тогда как применение беспилотников возможно в 10 раз дешевле; дроны хорошо работают и в пасмурную и нелетную погоду, когда высокая задымленность, сильный ветер, а также в ночное Время.
«Pegasus Imagery» было создано три дрона, которые оснащены датчиками инфракрасного излучения и радарами, чтобы измерять температуру Огня, а также датчиками, чтобы измерять скорость Ветра и уровень влажности. Беспилотники во Время работы способны создавать карты текущего пожара. Впервые дрон от «Pegasus Imagery» начал свою работу в провинции Альберт в Канаде на пожаре, распространившемся на территории в 2200 га. В итоге был представлен подробнейший отчет беспилотника в департамент по пожарам с информацией по самым горячим зонам, направлением хода Огня и оценкой масштаба стихии. Оценка пожарной службы заключает, что подобная информация способствует тушению пожара быстрее на два часа.

В случае, когда дроны не всегда могут работать в зонах с отсутствующей мобильной связью, есть возможность применения сети из датчиков интернета вещей, которые обнаруживают пожары. Такую разработку представила компания из Германии «Dryad Networks», созданная в 2019 году, а в 2020 году ею было привлечено порядка 1,8 евро для данной работы. Работа датчиков основывается на действии солнечных батарей, а с помощью внедренной технологии искусственного интеллекта они находят источники утечки газов, которые выделяются во Время тления слоя лесоматериала, способны постоянно отслеживать уровень влажности и температуру воздуха. Данные о наблюдениях сохраняются в специальном облаке.

«Dryad Networks» для качественной работы привлекает специальные сети «IoT», помимо стандартных мобильных сетей. К примеру, сеть «LoRaWAN» принимает информацию с устройств, расположенных на расстоянии 15 км. «Dryad Networks» разработала решение, адаптированное для отдаленных лесных территорий, и в 2020 году оно было протестировано в Германии, при этом требующего минимальных затрат энергоресурсов. После этого компания обработала десятки заявок, поступивших от собственников лесных массивов на территории Германии и Африки.

Если полностью отсутствует какая либо мобильная связь и интернет, на помощь в обнаружении Огня приходит спутниковая система. Стартапом из той же Германии «Orora Tech» создано специальное устройство, представляющее собой искусственный спутник Земли, позволяющее не только обнаружить лесной пожар, но и настроено на его глобальное предупреждение. Вложения инвесторов в размере $7 млн помогут компании начать производство своего первого спутника. «Orora Tech» было предварительно протестировано свое решение по крайней мере на спутниках 12 компаний, данные от которых подвергались обработке с помощью искусственного интеллекта и его бортовых технологий, а при помощи автоматизированного обучения возможно было идентифицировать последующие очаги пожара. В планах компании запустить в работу сети в составе 100 спутников, которые оснащены камерами инфракрасного действия, с помощью данного оборудования можно будет наблюдать за всей Землей и заранее присылать оповещения о пожаре за полчаса до его начала. Однако приборы не смогут выявить небольшие участки с Огнем. На декабрь 2021 года компанией запланирован запуск первого своего спутника, а к 2023 году будет запущено еще 14 после того, как на основе работы первого будут внесены необходимые корректировки и изменения для улучшения.

Для российского бизнеса, даже с учетом масштабов действия лесных пожаров, в ближайшее Время вряд ли представляют интерес подобного рода инновационные разработки в сфере дронов, машинороботов и спутниковых систем. Опросы показали, что государство крайне мало выделяет финансирования на охрану лесов и на основании этого дело, которое бы стало рентабельным в тушении пожаров, создать и поддерживать не представляется возможным.

По словам Григория Куксина, он руководит противопожарным отделом в «Greenpeace», система охраны леса в России носит монополизированный характер со стороны государства и встроиться в нее частной компании довольно сложно. К примеру, нефтегазовая компания «Газпром», чьи объекты находятся непосредственно в тайге, имеет свою высокоэффективную пожарную службу, и если возникает угроза инфраструктуре предприятий компании со стороны лесных пожаров, то они быстро тушатся данной службой. То же можно говорить о компаниях, занимающихся заготовкой леса; имея для своей работы большие территории и не рассчитывая на поддержку государства в данном вопросе, возникает закономерная необходимость создания качественной системы для работы. Вполне возможно, в дальнейшем отрядам, принадлежащим лесозаготовителям и борющимся с пожарами, представится шанс сформироваться уже в пожарные отряды частного характера.

Но на сегодня по словам эксперта для такой модернизации нет возможности. В России на охрану лесов в регионах выделяются финансовые средства из федерального бюджета по методике, предполагающей расчет исходя из плотности населения. Таким образом, для Якутии это составляет 6 рублей 10 копеек на один гектар леса для осуществления всех мероприятий по охране. Очевидно, что ни одна частная компания не будет тушить пожары за такие деньги. Если бы существовала нормальная конкуренция и финансирование, то частные компании могли бы даже более качественно выполнять свою работу, чем организации от государства. По итогу, в силу такой ситуации тушить пожары просто экономически нецелесообразно. И если по всей России финансирование работы лесной охраны составляет фактически в четыре раза меньше нормы, то в частности в Якутии это в сотни раз меньше того, что требуется задействовать.

По словам Константина Кобякова, представителя компании «WWF» в России и координатора проектов по лесам, представляющим высокую природоохранную ценность, в стране вообще нет компаний, которые тушат лесные пожары наземным способом. Это делают только компании по лесозаготовке с помощью той же техники, что занимается валом леса, это трактора, автомобили, бульдозеры. Транспорт для тушения пожаров иногда содержится на балансе у лесозаготовителей, однако они могут это делать только на своих территориях, в то Время как тушение вне находится в ведении государства.

Кобяков добавляет, что «Авиалесоохрана» и МЧС обладают более дорогой техникой для тушения с воздуха. Помимо того, что первая предоставляет услуги по тушению пожаров на платной основе, она занимается госзакупками и заключением отношений на контрактной основе с владельцами частных парков небольшой авиационной техники. В основные их функции входит патрулирование, однако на тушение пожаров направляются свои силы. МЧС владеет более современной и дорогой техникой, к примеру, самолетами-амфибиями «Бе-200», вертолетами с возможностью сбрасывать Воду. Но техника задействуется только, когда ситуация с лесными пожарами приобретает статус чрезвычайной.

Также по словам Кобякова, в силу того, что авиатехника имеет высокую стоимость, а стихийное бедствие носит сезонный характер, также для того, чтобы вертолет или самолет приносил доход, он должен работать на протяжении всего года, а когда техника стоит, это должно быть оплачено, тушение пожаров в нашей стране еще долго не сможет стать рентабельным бизнесом. Эксперт добавляет, проблему можно решить, если произвести ротацию авиатехники из зоны Северного полушария на территорию Южного, как это делает «Coulson Aviation».

Григорий Куксин говорит о том, что так как Россия за последние десять лет растратила способы, дающие ей преимущества в сфере охраны лесов, на сегодня она может мало что предложить в данном вопросе за исключением самолетов-амфибий «Бе-200», которые оценили зарубежные страны. Пожарный отряд Куксина, который финансируется «Greenpeace», применяет в своей работе радиоуправляемый трактор – робот импортного производства, также импортные беспилотники с камерами высокой телевизионной мощности. Спецодежда, каски шьются из тканей и материалов также импортного производства, а ранцевые огнетушители предпочитаются из изделий российского происхождения.

Тушение пожаров в России не представляет интерес для компаний, оснащенных высокоэффективным техническим оборудованием. Кобяков поясняет, что средств, которые выделяет государство, хватает для компаний, которые смогут заплатить сотруднику только 10-12 тысяч рублей в месяц за работу на УАЗике.

Предыдущая
Могут ли родственники из России получить средства, сохраненные за границей?
Следующая
Ограничение наценок на продукты в продуктовых сетях. Что готовит ФАС

Материалы по теме:

Комментарии

Комментариев пока нет
Авторизуйтесь на сайте, чтобы оставить комментарий



Данный сайт предназначен только для посетителей, достигнувших 18 лет!
Да, мне есть 18 лет
Нет